Повторение и обобщение изученного по теме «Морфемика»

Характеристика урока

  1. Тип урока: урок повторения и обобщения знаний по конкретной теме.
  2. Вид урока: урок путешествие
  3. Цель урока: сделать содержание учебного материала нестандартным, что повысит интерес пятиклассников  к уроку и позволит лучше повторить и закрепить знания по теме «Морфемика»
  4. 4.       Задачи урока:
  • Образовательная – обобщить знания об изученных орфограммах; закрепить навыки правописания слов с изученными орфограммами, развивать орфографическую зоркость.
  • Развивающая – развитие и тренировка умений:

А) выделять и запоминать главное

Б)проводить обобщение изученного материала

В) применять свои знания на практике

  • Воспитательная – формировать чувство ответственности и коллективизма, учить добиваться результатов в работе, быть тактичным, справедливым.
  1. Доминирующая деятельность на уроке – репродуктивная, так как содержание материала полностью знакомо ученикам.
  2. Логическая схема усвоения материала: устное повторение теории – письменный тренинг алгоритма применения теории на простых примерах с объяснением своих решений – диктант для проверки и оценки качества усвоения материала по теме «Морфемика».
  3. Реальный результат: закрепление и обобщение знаний по теме «Морфемика», оценка качества усвоения материала по результатам своих работ; эмоциональное удовлетворение учеников от достигнутых положительных индивидуальных результатов соей деятельности на уроке

Оборудование к уроку: презентация, блок -схемы, рисунки учащихся, интерактивная доска.

Подготовительный этап: за неделю детям сообщается, что урок будет проходить в игровой форме и им нужно будет нарисовать, сочинить сказку, рассказ, стихотворение, связанные с темой «Морфемика»

Ход урока

  1. I.                    Подготовка к основному этапу урока 

Учитель записывает тему урока на доске;

Рассказывает план урока и конечную цель.

Ученики заносят в рабочую тетрадь все стандартные записи, задают вопросы, если они есть.

  1. II.                  Слово учителя. 

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Нам предстоит побывать  в стране Орфография, в городе Морфемика. Путешествие будет трудным, но интересным. Собираясь в поход, положим в рюкзак все самое необходимое. В пути нам понадобятся знания состава слова, умения выделять морфемы, ставить ударения и подбирать проверочные слова.

РЮКЗАК ЗНАНИЙ

Итак, всё готово к  началу большого пути. Проведем разминку и проверим наши рюкзаки.

  1. Проверка знаний состава слова. Ребята тянут лепестки Ромашки, на которых, изображены морфемы. Нужно дать определение морфемы.

Корень

Приставка

Суффикс

Окончание

Основа

 

  1. Разобрать слова по составу: вытяжка, старушка, лесной, приболеть, речушка, поисковый, заморский.
  2. Угадайте слово( для тех, кто быстро справится с разбором слов): Приставка как в слове закончить,  корень как в слове заряд, суффикс как в слове ножка, а окончание как в слове подушка.  (зарядка)
    1. III.                Зри в корень!

Представьте себе красивый цветок. Все знают из каких частей он состоит: цветы, листья, стебель и корень. Без какой из этих частей цветок и никакое другое растение на земле существовать не могут? Без цветов, листьев и даже без стебля растения живут, но вот без корня – нет. Так и человек без «коней», то есть семьи, родовой памяти, не выживет в мире, будучи совершенно одиноким. Слова как люди. В словах также главной частью является корень, так как он содержит в себе главное, что есть в слове, -- его лексическое значение, а также может рассказать историю слова. Поэтому прав был Козьма Прутков, воззвавший к нам: «Зри, в корень!». Если научиться видеть корень в каждом слове, то абсолютно все слова  можно написать грамотно, потому что, видя корень, одновременно человек видит и приставку, и суффикс, и окончание, следовательно быстрее применить правила правописания.

  1. Вспомним правила правописания корней. Карточки с правилами прикреплены к доске обратной стороной, учащиеся подходят к доске переворачивают правило и прикрепляют его в зависимости от ударения или рядом стоящей согласной.

Лаг-лож

Раст, ращ, рос

Гор-гар

Зар-зор

 

  1. 2.       Дифференцированные задания. (Для слабых учащихся.) Вставьте пропущенные буквы, доказывая свою точку зрения.

Распол..житься на отдых, разг..релся спор, прил..гаемые усилия, написать изл..жение, заг..релась бумага, отвратительный р..стовщик, сг..реть от стыда, выр..щенный р..сток, з..рька алая, утренняя з..ря.

Для сильных учащихся распределить слова в два столбика, объяснить свой выбор.

  1. IV.                Не приставайте к приставке!

Итак, если хорошо умеешь видеть корень в слове и даже уже знаешь, что с ним следует  делать, то можешь твердо быть уверен в том, где искать приставку. Она находится пред корнем. И слишком уж приставать к приставке не стоит, потому что большинство русских приставок  пишутся всегда одинаково. Например, все русские знают, что никогда нельзя написать пашел, потому что здесь приставка по-.

Однако есть ряд приставок, которые этому этому правилу не подчиняются. Это

Приставки на –З и –С

  1. 1.       Рассказать правило написания приставок на З и С
  2. 2.       Дифференцированные упражнения.

Для слабых. Списать, вставить пропущенные буквы, выделить приставки.

Ра..шуметься,  бе..звездное небо, бе..корысный поступок, бе..жизненное тело, бе..зубый рот, и..чезать в ночи, приехал и..далека, ра..чистить поляну, ра..путать узел, бе..брежное море.

Для сильных. Подберите подходящие корни к приставкам:

Раз________________________, рас_____________________________

Ис________________________, из______________________________

Бес_______________________, без_____________________________

Вс________________________, вз_______________________________

 

Подумайте, почему в словах сделать и спеть приставка одинаковая независимо от следующей за ней  согласной.

Приставки з- в русском языке нет, так, что, какая бы согласная не стояла после приставки с-, ее нельзя написать иначе!

Почему в таком случае в словах здесь, здание, здоровье, ни зги, пишется з?

В данных словах приставки нет вообще, а з является частью корня.

 

Приставки пре и при

  1. 1.       Рассказ правила «Установи соответствие». В одной стороне лежат слова с приставками, в другой стороне правило. Соедини правило со словами. 

Приморский (близость к чему-либо), Приехать (приближение), прикрыть (неполнота действия), Пришить (присоединение), Премудрый (очень), прекратить( пере).

  1. Игра «Верю- не –верю» устная отработка правила . на середину класса выходят трое учеников, которые на слух должны определить правильность утверждения и сказать «Верю» или «Не верю». При правильном утверждении делают шаг вперед. Кто дойдет до черты первым, тот и выиграл.

Материал для игры.

Ф. Кривина радиопередача «Радионяня»

При- или пре-?

Это совсем не секрет.

На содержание слова смотри-

Сразу   получишь ответ.

 

Прибыл ли поезд, приплыл пароход,

Космонавт прилетел из Вселенной- обо всех, кто придет, прилетит, приплывет,

Пишется при непременно.

 

Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело –

Помни, что пишется при обо всем

Что добрые руки приделали.

 

Язык прикусил – не совсем откусил,

Пригорело – не значит горит.

Помни, что сделано, но не совсем, 

Пишут с приставкой при

Предлинный  достанет до крыши рукой,

Прежадный не даст в конфету.

Кто очень такой или очень сякой-

Пре мы напишем об этом.

 

Дожди непрерывные льют в октябре,

Но грамотным дождь не преграда.

Где очень похожи пре и пре

Там только пре ставить надо.

 

  1. 3.       Упражнение «Магический квадрат». Учитель диктует по одному слову, на правило написания приставки пре и при, учащиеся анализируют их и вписывают только е или и.

Слова для магического квадрата.

Пришкольный, прескучный, прекрасный, предлинный, пришить

Призадумался, преграда, преспокойный, приползла, природа

Привокзальный, прервать, припорошило, премилый, приоткрыть

Приусадебный, присели, превысокий, препятствие, притормозил

Приплыла, превысил, предобрый, прервал, приклеил.

Физкультминутка «Листопад»

Прежде чем мы займемся новой работой, давайте немножко отдохнем.

Сядьте прямо.. поднимите руки вверх. Кисти рук – наши листочки. Помашите ими, пожалуйста. Настоящий листопад. А теперь разомкните пальчики – полетели кленовые листочки. Сомкните их – тополиные и березовые листочки. Отдохнули? Опустите руки.

  1. V.                  Творческая лаборатория «Защити проект»

- Ребята! Обратите внимание на наш уголок «Наше творчество». Там представлены ваши работы: вы рисовали картины, сочиняли стихи, рассказы, сказки. Сейчас вы постараетесь представить и защитить свою работу.

VI.  Проверочная работа.

Дифференцированное упражнение. Слабые учащиеся находят слова и приставки, на изученное правило, сильные учащиеся вставляют буквы.

На небе разгорается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Из придорожных зарослей выпорхнула перепелка и скрылась во ржи.

Вот и лес. Я предполагал собрать здесь много ягод и грибов. Мои предположения оправдались. Стоило присесть – увидишь, как прячутся в траве грибы. За день мое лицо и руки загорели.

VII.  Подведение итогов. Рефлексия.

У вас на партах лежат анкеты. Возьмите и заполните ее.

АНКЕТА

  1. 1.       На уроке я работал (хорошо, плохо).
  2. 2.       Своей работой я (доволен, не совсем доволен, не доволен)
  3. 3.       Урок для меня казался (длинным, коротким)
  4. 4.       За урок я (устал, не устал).
  5. 5.       Материал урока был мне (понятен, не понятен), (полезен, бесполезен), (интересен, скучен).

Самоанализ открытого урока в 5 классе

Методы, применяемые на отдельных этапах урока

Оргмомент

Эвристический метод

Анализ частей слова

Логическое мышление, умение делать выводы

Повторение теории

Наглядный метод, использование алгоритма и таблиц

Актуализация опорных знаний, систематизация и обобщение

Репродуктивная деятельность учащихся, установление причинно-следственных связей, умений систематизировать, обобщать, слушать

Практическая деятельность

Дифференцированный подход, включение каждого ученика в деятельность по достижению цели

Практическая направленность с целью развития аналитических способностей

Развитие критического мышления через чтение и анализ, самопознание. Развитие лингвистической компетенции

Защита проекта

Наглядность, словесные методы

 

Умение публично выступать, доказательно излагать свои мысли, отработка речевых умений

Подведение итогов

Аналитический метод

 

Умение оценивать результаты своей деятельности

Рефлексия

 

 

Умение самостоятельно оценивать результаты своей работы

 

 

 

 

 

Роль учителя на уроке – консультант.

Коллективная форма работы позволяла держать в поле зрения весь класс и активизировать деятельность всех учеников.

Урок показал , что ученики знают правила и могут применять их на практике, могут устно анализировать, привлекать необходимую информацию. Урок продемонстрировал высокий уровень активности всех учеников класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка урока по теме «Морфемика»

РЮКЗАК ЗНАНИЙ

Разобрать слова по составу: вытяжка, старушка, лесной, приболеть, речушка, поисковый, заморский. ( определить способ образования)

Угадайте слово( для тех, кто быстро справится с разбором слов): Приставка как в слове закончить,  корень как в слове заряд, суффикс как в слове ножка, а окончание как в слове подушка. 

Зри в корень!

Дифференцированные задания. (Вставьте пропущенные буквы, доказывая свою точку зрения.

Распол..житься на отдых, разг..релся спор, прил..гаемые усилия, написать изл..жение, заг..релась бумага, отвратительный р..стовщик, сг..реть от стыда, выр..щенный р..сток, з..рька алая, утренняя з..ря.

Для сильных учащихся распределить слова в два столбика, объяснить свой выбор.

Не приставайте к приставке!

 Списать, вставить пропущенные буквы, выделить приставки.

Ра..шуметься,  бе..звездное небо, бе..корысный поступок, бе..жизненное тело, бе..зубый рот, и..чезать в ночи, приехал и..далека, ра..чистить поляну, ра..путать узел, бе..брежное море.

Для сильных. Подберите подходящие корни к приставкам:

Раз________________________, рас_____________________________

Ис________________________, из______________________________

Бес_______________________, без_____________________________

Вс________________________, вз_______________________________

 

 

Приставки пре и при

 

Упражнение «Магический квадрат».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

Физкультминутка «Листопад»

Творческая лаборатория «Защити проект»

 

VI.  Проверочная работа.

Дифференцированное упражнение. Слабые учащиеся находят слова и приставки, на изученное правило, сильные учащиеся вставляют буквы.

На небе разгорается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Из придорожных зарослей выпорхнула перепелка и скрылась во ржи.

Вот и лес. Я предполагал собрать здесь много ягод и грибов. Мои предположения оправдались. Стоило присесть – увидишь, как прячутся в траве грибы. За день мое лицо и руки загорели.

VII.  Подведение итогов. Рефлексия.

Карточка учета

Рюкзак знаний

 

 

Зри в корень

 

 

Не приставай к приставке

 

 

Защити проект

 

 

Проверочная работа

 

 

Ответ за правило

 

 

 

У вас на партах лежат анкеты. Возьмите и заполните ее.

АНКЕТА

  1. 6.       На уроке я работал (хорошо, плохо).
  2. 7.       Своей работой я (доволен, не совсем доволен, не доволен)
  3. 8.       Урок для меня казался (длинным, коротким)
  4. 9.       За урок я (устал, не устал).
  5. 10.   Материал урока был мне (понятен, не понятен), (полезен, бесполезен), (интересен, скучен).

 

 

 

 

 

 

 Разработала учитель русского языка и литературы Швед В. Н. Сценарий литературного вечера,

посвященного жизни и творчеству Н. А. Некрасова

1-    й    ведущий. Николай Алексеевич Некрасов. Поэт-гражданин, поэт-трибун. Человек удивительной судьбы.

Деятельность Некрасова была необычайно многогранна. Находясь на протяжении почти четырех десятилетий в самом центре идейно- художественной жизни России, он был непосредственным участником весьма важных общественно-литературных событий, был связан со мно­жеством людей.

2-   й    ведущий. Белинский и Герцен, Чернышевский и Добролюбов, Тургенев и Л. Толстой, Островский и Салтыков-Щедрин, Гончаров и Фет - каждый из них занимает то или иное место в писательской и личной биографии Некрасова.

1-    й    ведущий. Именем Некрасова может быть обозначена целая эпоха в художественном развитии нашей страны. Он отдал свой великий талант, свет своей благородной души служению народу, борьбе за его счастье. Взволнованное слово поэта морем разливалось по всей стране, внушало ненависть к угнетению, веру в свободу человека.

2-    й    ведущий. Никогда великие поэты России не были людьми равнодушными, никогда не стояли в стороне от общественной жизни.

Когда-то Герцен привел список борцов, павших за свободу от руки самодержавия. Это (следующие фразы ведущие произносят поочередно):

-     ... повешенный Рылеев.

-     Убитые на дуэли Пушкин и Лермонтов.

-     Досланный на верную смерть Грибоедов.

-     Поэт Веневитинов, убитый обществом в 22 года.

 

-     Поэт Кольцов, убитый в 33 года.

-     Белинский, убитый голодом и нищетой в 35 лег.

-     Бестужев, погибший на Кавказе после сибирской ссылки.

-     Погубленный жесточайшей ссылкой Шевченко.

И этот список далеко не полон. Печально справедливы слова Кюхельбекера: "Горька судьба поэтов всех времен. Тяжелее всех судьба казнит Россию".

1-й ведущий. И. С. Тургенев писал Некрасову: "Твоя жизнь имен­но из тех, которые ... должны быть рассказаны - потому что представ­ляют много такого, чему не одна русская душа глубоко отзовется".

Наш вечер - лишь малая дань уважения замечательному русском поэту. И сегодня мы поведем наш разговор о жизни и творчестве Николая Алексеевича Некрасова. Попытаемся ответить на вопрос о том, каким должен быть поэт, почитаем его стихи.

Чтец,.

Родился я в большом дому,

Напоминающем тюрьму,

В которой грозный властелин

Свободно действовал один,

Держа под страхом всю семью

И челядь жалкую свою...

("Суд")

 

 (На экран проецируются виды Грешнева.)

1-й ведущий. Алексей Сергеевич Некрасов, капитан 36-го егерского пехотного полка, - отец поэта. Вышел в отставку с чином майора и поселился с семьей в своем ярославском имении Грешнево. Был помещиком. средней руки - не бедный и не богатый. Он содержал большую псовую охоту - псарню с 22 крепостными охотниками. Жестокий крепостник и  самодур, отец Некрасова был типичным помещиком, и в произведениях ранней молодости поэт называл его "деспотом", "палачом", "невеждой»

(На экран проецируется портрет отца Некрасова.)

 

Чтец.

Рога трубят ретиво,

Пугая ранний сон детей,

И воют псы нетерпеливо...

 До солнца сели на коней –

Ушли... Орды вооруженной

Не видит глаз, не слышит слух,

И бедный дом, как осажденный,

Свободно переводит дух.

 Меняя быстро пост невольный

 На празднословье и вино,

Спешит забыться раб довольный,

Но есть одна: ей все равно!

В ее душе светлей не станет,

Все тот же мрак, все тог же гнет:

И сои перерванный не манит,

 И утро к жизни не зовет.

Скорей, затворница немая,

Рыданьем душу отведи!

Терпи любя, терпи прощая,

И лучшей участи не жди!.. ("Несчастные")

 

 (На экран проецируется портрет матери поэта.)

2-й ведущий. Мать поэта, Елена Андреевна, женщина хорошо образованная, тонкая, была глубоко несчастна в браке с грубым, едва грамотным самодуром.По воспоминаниям грешневских старожилов, она была "небольшого роста, беленькая, слабенькая, добрая, хорошая барыня". "Многих она избавила от побоев - просила мужа за всех и, иногда вызывая этим гнев его, сама страдала",. - рассказывал один из крепостных. Из тьмы детских переживаний Некрасову всю жизнь светили добрые и внимательные глаза матери.

Чтец читает под музыку:

Треволненья мирского далекая,

 С неземным выраженьем в очах,

 

Русокудрая, голубоокая,

С тихой грустью на бледных устах,

Под грозой величаво-безгласная –

Молода умерла ты, прекрасная,

И такой же явилась ты мне

При волшебно светящей луне...

("Рыцарь на час")

(Проецируется репродукция картины И. Е. Репина "Бурлаки на Волге".)

1-    й    ведущий. На всю жизнь запомнил Некрасов стоны и полные муки глаза бурлаков, которых он увидел еще в детстве на Волге.

О, горько, горько я рыдал, Когда в то утро я стоял На берегу родной реки И в первый раз ее назвал Рекою рабства и тоски!..

("На Волге")

2-    й   ведущий. А за домом - только выйди за ограду густо раз­росшегося сада - Владимирка - дорога кандального звона.

(Звучит народная песня "Колодники". Проецируется репродукция кар­тины И. Левитана "Владимирка".)

Этой дорогой шла Россия, скованная по рукам и ногам, но не слом­ленная, а гневная и сильная.

/-й ведущий. На этой дороге мужала муза народного поэта. Здесь он учился любить и ненавидеть.

2-й ведущий. Вскоре будущий поэт приезжает в Петербург, вели­колепный и огромный город. Он увидел большие дома, в которых, как казалось ему, могло жить только счастье, красивые магазины, театры...

И почти сразу же он узнал, что у прекрасных домов есть чердаки г: подвалы, где воздух сыр и зловреден, где душно и темно и где на голых досках, на полусгнившей соломе в грязи, стуже и голоде влачатся нищета несчастье и преступление. Узнал, что есть несчастливцы, которым нет места даже на чердаках и подвалах, потому что есть счастливцы, кото­рым тесны целые дома...

1-    й   ведущий. Некрасов дал себе слово не умереть на чердаке. "Нет, - думал он, - будет и тех, которые погибли прежде меня, - я пробьюсь во что бы то ни стало. Лучше по Владимирке пойти, чем околевать беспомощным, забитым и забытым всеми".

Так уже с ранних лет нашел Некрасов свою дорогу. Здесь родилась его поэтическая муза, которую он назвал "сестрой народа". Она носила в себе и черты простой крестьянки, и черты рано умершей родной матери.

(Звучит русская народная песня "Меж высоких хлебов затерялося...")

Ч т е ц.

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,

 Лишь бич свистал, играя...

И Музе я сказал: "Гляди!

 Сестра твоя родная!"

("Вчерашний день, часу в шестом...")

2-    й    ведущий. И именно она, муза униженного народа, научила его гневному протесту. Необыкновенно труден был жизненный путь Некрасова, и на этом пути его поэзия стала песней борьбы и труда.

1 й ведущий. Ф. М. Достоевский сказал о Некрасове: "Это было раненое сердце, раз на всю жизнь, и незаживающая рана эта была источ­ником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает от насилия, от жестокости... что гнетет нашу русскую женщину, нашего ребенка в русской семье, нашего простолю­дина в горькой доле его".

Обостренная способность сострадания, сердечного сочувствия, како; обладал Некрасов, позволяла ему до такой степени проникаться чужг строем чувств, что в момент творчества этот строй становился как бы его собственным. В результате в его поэзии появляется множество лириче:- ких героев-персонажей, каждый из которых обладает своим "голосом'

2-й ведущий. А теперь послушаем Некрасова...

В исполнении чтецов прозвучат отрывки из стихотворений поэта.

Отрывок из стихотворения «Крестьянские дети»

В полном разгаре страда деревенская…

 Все это разные лирические персонажи и разные "сознания". С. Я. Маршак писал об этой особенности Некрасова: он "уловил множество различных человеческих голосов, сохранив для нас не только интонации, но даже и тембр голоса...". В готовности поэта услышать другого человека или даже раствориться в этом другом про­является глубочайший демократизм его лирики.

2 й ведущий. От безрадостного непосильного труда, от горьких слез, незаслуженных обид быстро вянет девичья красота, теряется гор­дая женская стать.

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться.

Вторая - быть матерью сына раба,

А третья - до гроба рабу покоряться.

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

("Мороз, Красный нос")

Чтец читает стихотворение "Еду ли молча  по улице темной".

Чтец читает стихотворение "Несжатая полоса".

Чтение сопровождается показом репродукций картин Л. Венецианова : "На пашне. Весна" и "На жатве. Лето", И. Глазунова "Тройка".)

В записи звучит романс В. Волкова "Что ты жадно глядишь на дорогу. "

1-    й    ведущий. А дети? Каково было их детство?

(Проецируются репродукции картин В. Г. Перова "Тройка", "Проводы покойника", В. Е. Маковского "Свидание", Богданова-Бельского "У дверей  школы".)

Чтец читает стихотворение «Школьник»

1-    й    ведущий. О народе и для народа писал свои стихи поэт. И не случайно многие из них были положены на музыку и пелись простыми людьми в радости и горе, в работе и в бою.

"Коробейники", "Меж высоких хлебов затерялося", "Назови мне такую обитель" - все это любимые русскими людьми песни на стихи Некрасова. Мы поём их много лет, отдавая дань уважения русскому на­роду и его великому поэту.

(В записи звучит песня "Коробейники".)

 

Поэт верил в непобедимую силу народа, в его способность преодолеть  гнет самодержавия.

 

 

  Чтец.

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

 К отчизне холоден душой,

Ему нет горше укоризны...

Иди в огонь за честь отчизны,

 За убежденье, за любовь...

 Иди и гибни безупречно.

Умрешь не даром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь...

("Поэт и гражданин)

1-    й    ведущий. Никогда не оставляла Некрасова вера в то, что. ни тяжело живется народу, будущее - за ним.

Чтец.

В минуту унынья, о родина-мать!

Я мыслью вперед улетаю.

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz